Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Дети

Здравствуйте, дорогие друзья, читатели и гости!

 

В последние годы всё больше внимания уделяется эмоциональному интеллекту, то есть «способности осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснять причины возникновения проблем и решать эти проблемы» (Дж. Мейер и П. Саловей).

Предлагаю и нам с вами поговорить о развитии и формировании эмоционального интеллекта у детей. 

Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать свои эмоции, чувства, выражать их, что немаловажно, понимать чувства окружающих.

От эмоционального интеллекта зависят очень многие факторы, которые влияют на всю жизнь человека: общее благополучие, удовлетворенность отношениями с другими людьми, успехи на работе и счастье в семейной жизни.

Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития лишь на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов.

Юлия Борисовна Гиппенрейтер, известный профессор психологии, и автор книг «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» сравнивает внутренние переживания ребенка с бочкой, которая заткнута пробкой: внутри все бурлит, а выхода нет. Почему нет? Потому что в нашем обществе, к сожалению, не принято делиться своими переживаниями с близкими. «И ребенку, который хочет рассказать что-то маме, — подчеркивает Гиппенрейтер, — нужен способ, нужен язык, нужно средство для выражения своих эмоций. А еще привычка делиться – это чудесная семейная традиция, живое общение со взрослыми».

Поэтому очень важно играть с ребенком, чтобы помочь организовать такое общение. Именно через игру, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, дети учатся делиться своими переживаниями, осознавать и различать оттенки чувств, понимать собственные переживания и эмоциональное состояние другого человека. И, что важно, называть свои чувства и выражать их. Например, называть эмоции, просматривая семейные фотографии, наблюдая за детьми и взрослыми на спортивной площадке, во дворе, в магазине, в парке или ПОИГРАТЬ!

Предлагаю вам несколько игр на развитие эмоционального интеллекта, в которые можете играть всей семьей.

 

  1. Игра «Праздник вежливости».

Ход игры:

«Сегодня в нашем доме», – говорит один из взрослых членов семьи, – объявляется праздник вежливости! Вежливые люди отличаются тем, что никогда не забывают благодарить окружающих, и сейчас у каждого из нас появится шанс проявить свою вежливость и поблагодарить друг друга за что-нибудь. Любой из нас может подойти к кому захочет и сказать: «Спасибо тебе за то, что ты…», но, очень важно никого не забыть и подойти к каждому, ведь истинно вежливые люди еще и очень внимательны. Готовы? Тогда начинаем».

 

  1. Беседа по стихотворению Э. Мошковской «Трудный путь».

Я решил, и я отправляюсь.

Я иду в этот трудный путь.

Я иду в соседнюю комнату,

где молча сидит моя мама.

И придётся открыть дверь.

И сделать шаг…

                 И ещё…

                   и ещё, может, десять, десять шагов!

И тихо к ней подойти,

И тихо сказать:

                     «ПРОСТИ…»

Побеседуйте с ребенком после прочтения этого стихотворения, задайте вопросы, например:

– О чём это стихотворение?

– Как ты думаешь, почему так трудно просить прощения?

– Что чувствует мальчик, когда идёт к маме, чтобы попросить прощения?

– Что ты чувствуешь, когда должен (должна) попросить прощения?

– Что чувствуют окружающие нас люди, когда мы совершаем нехорошие поступки?

– Какое продолжение для этого стихотворения можно придумать? Что скажет мальчику мама?

 

  1. Игра «Оживлялки».

Приготовьте несколько рисунков вашего ребенка, нарисуйте свои, подключив всех членов семьи. Рассмотрите рисунки. Затем один из участников игры с помощью мимики и жестов показывает то, что изображено на одном из рисунков, остальные угадывают.

Если вариантов ответов несколько, ведущий объясняет, что одно и то же явление или предмет у разных людей могут вызывать различные чувства, и каждый человек имеет право на своё мнение.

В наше время появилось много семей, где есть младшие братья и сестры, поэтому, для старших детей предлагаю провести беседу по замечательному стихотворению Я. Акима «Мой брат Миша».

  1. Беседа по стихотворению Я. Акима «Мой брат Миша».

Ох, до чего он рыжий, мой новый братик Миша!

И волосы рыжие, и ресницы рыжие,

Проснусь, и сразу весело, когда его вижу я.

Над непослушным Мишей хлопочет вся семья,

Но мой братишка рыжий всё делает, как я.

Я прыгаю – он прыгает, ем кашу – кашу ест,

Я съел тарелку мигом – и он в один присест.

Я Мишу не обижу, толкнет меня – терплю:

Он маленький, мой рыжий, и я его люблю.

Проведите беседу:

– Как ты думаешь, каким должны быть старший брат или старшая сестра?

– Расскажи, как ты представляешь своего брата или сестру?

– Что чувствуют твой брат или сестра, когда вы ведёшь себя агрессивно по отношению к ним?

– Как ты поступаете, когда твой брат или сестра делают не так, как бы тебе хотелось?

– Нарисуй портрет твоего брата или сестры и подари ему (ей).

 

Приёмы развития эмоционального интеллекта ребёнка, которые могут использовать родители.

  • Создавайте положительный эмоциональный фон в семье. Это способствует хорошему самочувствию ребёнка. Если он плохо себя чувствует, он не может думать о других.
  • Побеседуйте с ребёнком: спросите о том, что сегодня с ним происходило в детском саду или во дворе, как он воспринимал различные ситуации, какие у него возникли эмоции. Обсудите, какие варианты поведения были возможны, как воспринимали окружающие его поступки и как они бы реагировали на другое поведение. Дайте ребёнку возможность высказать всё, что он думает, а затем вместе с ним выберите самый подходящий способ поведения.
  • Не забывайте, что вы пример для своего ребёнка. Дети учатся, подражая действиям окружающих людей, и в первую очередь своих родителей.
  • Поощряйте игру своего ребёнка с другими детьми. Именно в совместной деятельности ребёнок приобретает коммуникативные навыки.
  • Помогайте ребёнку распознавать эмоциональные состояния по рисункам и фотографиям, которые можно найти в журналах и газетах.
  • Читайте ребёнку рассказы и стихи, «насыщенные» эмоциями. Обсудите с ним поведение персонажей и возможные варианты поведения. Предложите внести изменения в сюжет или придумать другую концовку.
  • Помните, что дети, открыто проявляющие свои эмоции, получают возможность творчески использовать их в своей жизни. При этом важно разговаривать об эмоциях и чувствах, поскольку при проговаривании, назывании этих психических состояний ребёнок осмысливает эмоциональный опыт. А вот регулярное подавление эмоций влечет за собой появление страхов и неуверенности в себе, снижение способности к обучению.
  • Поговорите с ребёнком на, казалось бы, обычные темы: почему мы должны помогать друг другу, как другой человек почувствует себя, если мы ему поможем, и если нет; что мы чувствуем, когда ругаемся, и когда стараемся спокойно поговорить друг с другом; что делать, если друг грустит или радуется; что делать, если самому скучно; что нужно делать, если у тебя есть пирог, а у друга нет… Во всех этих ситуациях старайтесь показать ребенку, насколько важна ориентация на других людей.
  • Снимайте стресс у ребёнка с помощью двигательных упражнений.

Буду рада, если Вы поделитесь своим опытом развития эмоционального интеллекта у детей в комментариях.

Вы можете перейти по ссылке и оставить свой отзыв на страничке  Давайте общаться!