Конспект образовательной деятельности для детей старшего возраста «В космосе так здорово»

img_2287

 

(Разработан в рамках тематической недели «Космос и космонавты»)

Разработал: воспитатель

Румянцева Н.Ю.

 

     Цель: Формирование у детей познавательных способностей и   предпосылок УУД.

     Задачи:

Образовательные:

  1. Отрабатывать навык свободного воспроизведения ряда чисел в “обратном направлении” от 10 до 1.
  2. Закреплять знания детей о составе числа 8 и 9 из двух слагаемых, уметь соотносить число с соответствующей цифрой и читать цифры.
  3. Учить решать задачи, используя цифровые карточки. Уметь читать математические записи.
  4. Ввести в активный словарь детей следующие слова: комета, метеорит, астероид, спутник.
  5. Совершенствовать конструктивные способности.

Развивающие:

  1. Совершенствовать сенсорные навыки.
  2. Развивать навыки звукового анализа.
  3. Формировать навыки сотрудничества с педагогом и сверстниками.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к окружающему, желание добывать знания самостоятельно,
  2. Учить работать в команде, быть активным участником процесса

Оборудование и материалы:

-шапочка «Луны»;

– мольберт;

– примеры с буквами: “Марс”;

-математические пеналы с цифрами и знаками на   каждый стол;

-метеориты – геометрические фигуры;

– костюм для командира;

-карточки с примерами;

– мультимедийная система;

-двухсторонняя цветная бумага;

– фольга;

– клей;

– ножницы

Подготовка к проведению образовательной деятельности.

  1. Просмотр видеоматериалов и иллюстраций на тему “Космос”
  2. Беседа о космосе.
  3. Рисование “Космическая фантазия”, звёздное небо.
  4. Чтение стихотворений и рассказов о космосе.
  5. Просмотр документальных фотографий.
  6. Поиграть в сюжетно-ролевую игру “Космос”.
  7. Приготовить костюм космонавта (помощь родителей).

Образовательная деятельность.

Воспитатель предлагает детям пройти на ковёр

Воспитатель: – Ребята, люди всегда хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. Какие там живут существа, похожи ли они на нас, есть ли воздух на других планетах. Но чтобы это узнать, надо обязательно долететь до них. Самолёты для этого не подходили. Кто знает почему?

Предположительные ответы детей: (потому что до планет очень далеко).

Воспитатель: и вот учёные под руководством конструктора Сергея Павловича Королёва(слайд)изобрели первый спутник(слайд), установили на нём приборы и запустили в космическое пространство. Кто был на борту этого спутника?

Предположительные ответы детей: (на борту его были две собаки – Белка и Стрелка).  А потом 12 апреля 1961 года впервые в космос отправился человек. Кто же был первым космонавтом на Земле?

Предположительные ответы детей: (слайд). Когда Юрий Гагарин полетел впервые в космос, вся страна следила за его полётом, все люди волновались. И когда он приземлился, то все радовались. Люди выходили на улицы городов и устраивали праздник. Мы все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос.

Воспитатель: ребята, а вы хотите отправиться в космическое путешествие?

Но для того, чтобы отправиться в путь нам с вами надо отгадать загадку:

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться.

Но за то умеет это

Делать быстрая …

Предположительные ответы детей:  (ракета)

-Правильно ребята, мы полетим на ракете.

Давайте построим ракету, на которой мы с вами полетим (дети строят ракету).

Воспитатель: -что лежит в основании ракеты?

Предположительные ответы детей:

Воспитатель: из чего состоит корпус ракеты?

Предположительные ответы детей:

Воспитатель: что стоит на верху нашей ракеты?

Предположительные ответы детей:

Воспитатель: из чего сделаны ступени нашей ракеты?

Предположительные ответы детей:

Воспитатель: наша ракета готова к полету. Через несколько минут мы отправимся в полет, но нам нужно выбрать командира корабля. Кого бы вы хотели увидеть в роли командира и почему? (Выслушиваем мнения и выбираем командира).

Воспитатель: надевай костюм и жди свой экипаж.

-Ребята, а как называется костюм космонавта?

Предположительные ответы детей:

-А для чего нужно одевать специальный костюм?

Предположительные ответы детей:

Воспитатель: давайте ребята возьмёмся за руки и произнесём такие слова:

“Ждут нас быстрые ракеты,

Для прогулок по планетам,

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет.”

Игра”Лучший космонавт”

(На полу лежат ракеты с разным количеством кругов)

Воспитатель: берите каждый ракету и по числу определите своё место.

(Дети по очереди определяют номер ракеты и занимают свои места за столом, которые обозначены цифрами)

(Проверка задания и доказательство, почему они так решили).

Воспитатель: “Внимание! Экипаж готов к отлёту?”

Командир даёт команду “Надеть шлемы, пристегнуть ремни!”

-Внимание! Начинается обратный отсчёт от 10 до 1.

Счёт в обратном направлении(хором).

-Зажигание! (Загорается экран). Пуск!(Включается запись взлёта ракеты из презентации. Слайд).

-Вы уже находитесь за пределами планеты Земля. (Слайд 2). Внимание, получите первое задание!

1.Составление записи по иллюстрации.

(Индивидуальная работа с цифрами и знаками)

“Вокруг планеты Земля вращается 5 искусственных спутников, к ним запустили ещё 2 спутника. Сколько спутников будет на орбите?”

-Как будете решать эту задачу?

(Выслушиваем мнения детей, кто затрудняется в составлении записи помочь вопросами:

-Что известно в этой задаче(неизвестно)?

-Будет больше или меньше спутников?

-На какое действие эта задача?)

-Составьте запись и решите её.

-Прочитайте запись. (Опрос всех детей).

-Сколько спутников будете на орбите?

-Наведите порядок на своих столах.

Воспитатель: ребята, а какие вы знаете планеты Солнечной системы?

Предположительные ответы детей: (Юпитер, Венера, Плутон и т.д).

Воспитатель: а есть ли в космическом пространстве, ещё какие-то объекты, кроме планет Солнечной системы?

Предположительные ответы детей: (Кометы, метеориты, астероиды, звёзды, спутники, ракеты, созвездия).

Воспитатель: а что такое комета?

Предположительные ответы детей: (слайд).

Воспитатель: а что такое метеорит?

Предположительные ответы детей: (слайд).

Воспитатель: а что такое астероид?

Предположительные ответы детей: (слайд).

Воспитатель: небо над нашей головой усыпано множеством звёзд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие(слайд). И вот однажды, смотрел человек на звёздное небо, и ему захотелось узнать, что же это за звёзды и почему они такие яркие. Учёные придумали специальные прибор.

-Как вы думаете, какой прибор придумали учёные?

Предположительные ответы детей:

Воспитатель: конечно – это телескоп, при помощи этого прибора они наблюдали за космосом, звездами, планетами и т.д.

Итак, ракета приближается к Луне. (Слайд)

Командир: “Посмотрите, вот Луна!

Улыбается она.

И моря я вижу, горы!

Это значит очень скоро

Прилуниться мы должны”.

(Включается запись приземления.)

Луна: Добро пожаловать, друзья!

Я -Луна, небесное тело, естественный спутник Земли. На моей поверхности нет воды и воздуха, но есть горы и ямы-кратеры от попадания метеоритов. Метеориты-это небесные камни, которые обламываются от неведомых в космосе планет – “земель”. Метеориты похожи на что? (На геометрические фигуры).

Игра “Метеориты”

Давайте определим их на ощупь.

(Каждый ребёнок определяет фигуру и сообщает, что имеет (не имеет) углы, стороны, их количество и т.д.

Луна: Молодцы! Хорошо определили фигуры. Ребята, а помогите справиться ещё с одним заданием.

Игра “Помоги решить задачи Луне”

-“Ну-ка, гости, покажите

Как решают на Земле!”

(Раздаю карточки с двумя примерами на каждого ребёнка, разные).

(Проверяем задание. Кто затрудняется вспоминаем правила сложения и вычитания.)

Луна: Молодцы! Справились с заданиями.

“Ну что ж, прощаться нам пора

Чтоб не скучала я одна,

Вы прилетайте снова!”

Воспитатель: Ну что же, нам пора отправляться дальше.

Физкультминутка “Космическое путешествие”

Мы идём на космодром, (дети идут по кругу).

Дружно в ногу мы идём.

Мы походим на носках, (идут на носках).

Мы идём на пятках. (Идут на пятках).

Вот проверили осанку (останавливаются лицом в круг, руки на пояс ).

И свели лопатки,

Не зевай по сторонам, (повороты головы в лево, вправо).

Ты сегодня космонавт!

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким. (Руки сгибаю в локте, показывают “мускулы”).

Ждёт нас быстрая ракета для полёта на планету. (Подняться на носки, руки вверх).

Отправляемся на Марс. (Подняться на носки, руки вверх).

Звёзды, в гости ждите нас.

По ступенькам поднялись, (ходьба на месте).

Дружно за руки взялись.  (Имитация подъема в ракету по ступенькам).

Аккуратно надо сесть, (дети садятся в ракету).

Чтоб приборы не задеть.

Кресло займи.  (Имитация закрепления ремней).

Пристегнуть ремни!

Обратный отсчёт:10,9,8…

(Опять зажигается свет, взлетает ракета. (Слайд )

Воспитатель: посмотрите в иллюминаторы. Перед вами какая-то планета. Чтобы узнать её название нужно решить под буквами примеры. И по ответам прочитать слово.

5.Решение примеров и составление слова “Марс”.

(Молодцы дети, справились с заданием).

Слышится звук таймера, появляется марсианин.

Марсианин-Здравствуйте ребята, помогите мне, пожалуйста, на нашем космодроме сломались ракеты и все детали перемешались. Я дам вам схему помогите, мне их починить.

Воспитатель- Ну что поможем марсианину?

Игра собери по схеме

(Дети по схеме собирают ракеты)

Марсианин-Спасибо, теперь наши ракеты, могут отправляться в путь.

Игра”Угадай-ка”

(Состав числа 8 и 9).

Марсианин-Спасибо ребята.

Воспитатель: ребята, а нам пора с вами возвращаться на Землю. Пристегнуть ремни. Приготовиться к приземлению.

(Звук приземления.)

Командир:

-Кончен путь. Приземлилась ракета.

Здравствуй, наша родная планета!

Воспитатель: как называется наша планета?

Предположительные ответы детей: (Земля)

Дети: Здравствуй, наша родная Земля!

Воспитатель: говорят, что в гостях хорошо, а дома – лучше. Почему?

Предположительные ответы детей: (на своей планете лучше всего. Только на ней есть жизнь. Здесь мы родились, здесь мы живём, здесь наша Родина.)

-И поэтому наша планета уникальна во всей Вселенной.

Воспитатель: ребята, а вы хотите, чтобы у вас была собственная ракета для полетов. Тогда давайте сделаем ракету своими руками. Подойдите к столу и возьмите те предметы, которые нужны вам для оригами.

Ракета-оригами.

(Подведение итога занятия).

Воспитатель: ребята, что вы знаете о космосе?

Предположительные ответы детей:  (Нет кислорода, невесомость холодно, в космическом пространстве есть ещё объекты, звезды на самом деле большие, первый спутник изобрёл конструктор Королёв, первым отправили в космос спутник и на борту были две собаки, 12апреля 1961года впервые в космос отправился человек.)

 

6 комментариев к записи “Конспект образовательной деятельности для детей старшего возраста «В космосе так здорово»

  1. Доброго времени суток! Мне,студентке и молодому педагогу, Ваш материал очень понравился. Обязательно возьму в свою методическую копилку. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *